Самолечение в психологии
Прежде чем говорить о том, можно ли самостоятельно разобраться со своими тараканами, стоит прояснить, в чем вообще состоит смысл психологической работы, будь то самостоятельной или под руководством профессионального психолога. Ответить на этот вопрос можно с трех разных точек зрения, в зависимости от ситуации, личных целей и предпочтений.
Во-первых, это, конечно же, решение конкретной актуальной проблемы, которая портит жизнь прямо сейчас. Какой-нибудь конфликт, обида, утрата и все прочее, что возникает ситуативно и… в общем-то лечится временем, но с помощью психологии лечится значительно быстрее.
Во-вторых, это поддержание тонуса — регулярная, не особенно напряжная работа, целью которой является профилактическая прочистка психологических засоров. Этакая душевная гигиена или психологический ЗОЖ.
В-третьих, это работа, в основе которой лежит глубокий интерес к психологии и вопросам развития сознания. Не саморазвития в общем понимании, а именно узкоспециализированный интерес к устройству человеческой и, особенно, своей собственной души. Естественный путь становления для человека, планирующего так или иначе связать свою жизнь с психологией.
Что в сфере психологической работы можно сделать самостоятельно?
Для иллюстрации очень хорошо подходит аналогия с тренажерным залом или любыми другими спортивно-оздоровительными занятиями. Привести организм в тонус, подкачать мышцы, повысить выносливость можно самостоятельно — придется подучить теорию, перестроить свой образ жизни, совершить множество ошибок, но все-таки это вполне реально. А можно делать то же самое под руководством специально обученного специалиста. Но даже в этом случае всю работу, кроме интеллектуальной, придется делать самому — тяжести, в конце концов, поднимать вам, а не тренеру.
Житейская мудрость гласит, что каждый должен заниматься своим делом, а не пытаться быть на все руки мастером. И психологической работы это касается в той же степени, что и любой другой. Время, которое придется потратить на изучение психологии и совершение всех неизбежных ошибок, возможно, эффективнее было бы потратить на зарабатывание денег для оплаты услуг психолога.
С этой точки зрения, решать свои проблемы самостоятельно стоит только в том случае, если психология является вашим хобби или будущей профессиональной стезей…
Не подумайте, что это такая реклама платных психологических услуг. Речь только о том, чтобы трезво оценивать свои ресурсы и возможности. Не разобравшись в вопросе и бездумно нагружая себя в тренажерном зале, можно запросто себя покалечить. Так и с психологией — поверхностное искаженное понимание своего душевного устройства даже при самых наилучших намерениях ведет не к решению проблем, а их усугублению.
Во всем этом можно разобраться самостоятельно, но нужно понимать, что это потребует уймы усилий, времени и терпения, а первые серьезные результаты такой самостоятельной работы проявятся далеко не сразу. Легко добиться поверхностных эффектов, но серьезная внутренняя трансформация потребует многих лет упорной работы.
Поэтому, если от психологии вам нужно просто решение каких-то текущих проблем или поддержание общего осознанного и уравновешенного состояния, впутываться в авантюру по самостоятельной психологической работе нет никакого смысла. Гораздо эффективнее и быстрее будет поработать с психологом.
Кроме того, есть еще один ограничивающий фактор. Далеко не всегда очевидные психологические проблемы вызваны очевидными причинами. Иногда за поверхностными напряжениями и противоречиями скрываются такие мощные внутренние надломы, что справиться с ними без посторонней помощи будет практически невозможно. Одно дело здоровый человек, столкнувшийся с душевной болью, и совсем другое — человек психологически покалеченный, у которого одна только боль. Первый может решить свои проблемы самостоятельно, второй — скорее всего, нет. Поэтому, если есть малейшие подозрения на сей счет, стоит все-таки проконсультироваться с психологом, прежде чем браться за серьезную самостоятельную работу.
И последнее предостережение. Даже если хочется разобраться во всем самостоятельно и есть готовность ко всем трудностям и препятствиям, на первых этапах все равно есть смысл поработать с психологом — хотя бы для того, чтобы задать начальный вектор приложения усилий. И затем в процессе работы стоит время от времени сверять свои находки и результаты с тем, кто этот путь уже прошел и знает все входы и выходы. И не нужно здесь вставать в гордую позу «Я сам!» — никакой чести в этом нет, а вероятность обмануть себя в этом деле на пару порядков выше шанса сделать все правильно.
Главный вопрос, на который нужно себе ответить в отношении любой исследуемой проблемы, это — «Что со мной происходит?» Не «почему», не «зачем», не «из-за чего», а «ЧТО». Разница между этими вопросами принципиальная. На вопрос «что?» можно ответить точно и конкретно через прямое наблюдение за своим состоянием, переживаниями и чувствами. А в отношении всех прочих вопросов можно лишь абстрактно поразмышлять и практическая ценность этого занятия стремится к нулю — оно приносит лишь ложное успокоение.
С точки зрения реальной психологической работы, гораздо важнее признаться в факте наличия тех или иных чувств, чем предаваться размышлениям об их природе и происхождении. Например, обнаружить и со всей ответственностью признать отсутствие глубокой родительской любви в отношении своего ребенка и затаенный стыд по этому поводу важнее, чем пытаться понять причины и глубокий смысл этих переживаний.
Вера, что понимание причин ведет к переменам, глубоко ошибочна. Во-первых, потому что реальные причины невозможно проследить достоверно — можно лишь сделать кажущиеся разумными предположения. Во-вторых, потому что даже самые убедительные предположения ничего не меняют в настоящем моменте, и те же самые переживания продолжают возникать с прежней интенсивностью. Разница только в том, что теперь для них есть удобное объяснение, и на душе от этого становится чуть спокойнее. Но за такое «спокойствие» рано или поздно придется расплачиваться еще дороже.
Трансформация (конструктивное изменение) в психологической работе происходит не от того, что в голове выстраивается красивая теория о том, почему что-то происходит, а исключительно в результате ясного осознания того, что именно происходит. Без оценок и суждений — одна только констатация фактов. Больше ничего не требуется — только разглядеть в мельчайших подробностях, что именно происходит в проблемной ситуации.
И этого будет достаточно. Но не для того, чтобы стыд чудесным образом пропал, а любовь чудесным образом появилась, а для того, чтобы ситуация вышла из тупика и начала распутываться сама собой до какого-нибудь следующего эмоционального узла, где снова потребуется дать себе четкий и честный ответ о том, что именно здесь происходит. И так далее — вопрос за вопросом, ответ за ответом. И никаких теорий и объяснений — одна только констатация того, что именно творится внутри.
На это можно смотреть, как на работу механизма саморегуляции, который дает сбой только потому, что в него поступает неточная информация о происходящем внутри и снаружи. И стоит начать снабжать его адекватными сведениями о фактической ситуации, он тут же начинает выправлять и уравновешивать ее наиболее разумным и конструктивным способом (в рамках имеющихся возможностей, разумеется).
Другими словами, психологическая работа — это борьба с непониманием или ложным поверхностным пониманием, того, что именно происходит. Или, если сказать резче, это борьба со своими самообманами и нежеланием посмотреть правде в глаза. И все, что требуется, для того, чтобы психика сама начала восстанавливать свое равновесие, это просто перестать себе врать.
Здесь все очень просто. Любая душевная боль есть следствие того или иного вранья самому себе. Исключений не бывает. Если больно, значит, где-то вы себя обманываете, и нет никакого иного разумного способа от этой боли избавиться, кроме как вывести себя на чистую воду.
Беда в том, что психологическая работа ошибочно воспринимается, как способ переделать себя под желаемый стандарт. И в ситуации с ребенком, родитель обращается к психологии не с тем, чтобы разрулить ситуацию наиболее конструктивным способом для себя и своего чада, а для того, чтобы себя «исправить» и каким-то магическим способом пробудить в себе теплые чувства по отношению к ребенку. Люди все время пытаются стать «лучше», стать какими-то другими, более правильным, более соответствующими, и надежда на достижение этой заведомо ложной цели возлагается на психологическую работу.
Но психология это не способ себя изменить — это способ научиться жить с тем, что есть, и дать себе шанс быть собой, вопреки любым внутренним и социальным противоречиям. И результат хорошо проделанной работы — это не достижение какого-то надуманного идеала, а признание за собой права на существование, примирение с собственной индивидуальностью и выработка такой жизненной стратегии, которая позволила бы проживать жизнь в согласии с собой и без конфронтаций со своим окружением.
Всего лишь адаптация и выживание — к себе и окружающей действительности. Ошибка заключается в том, что внешний мир воспринимается, как что-то неподконтрольное, и поэтому прогибать его под себя не принято, а в отношении мира внутреннего кажется, что он податливый, как тесто, и из него можно вылепить все, что угодно. Но на практике это совсем не так: и внешнее, и внутреннее — в равной степени объективная данность, с которой неизбежно придется считаться.
Таким образом, психологическая работа — самостоятельная или с психологом — это долгий и болезненный процесс узнавания себя в тех самых местах и сферах, где не хочется иметь с собой ничего общего. Вот эту идею нужно уловить и переварить. Один и тот же простой вопрос раз за разом — «Что именно здесь со мной происходит?» Не с другими людьми, не с обстоятельствами, а только со мной. Начнете честно и со всей ответственностью отвечать себе на этот вопрос всякий раз, как столкнетесь с психологической проблемой, и однажды увидите, что никаких проблем у вас больше не осталось.